Вы находитесь здесь: Главная > Разное, интересное, полезное > Эволюция от «голубчиков» и «ванек» до «таксистов» и «бомбил»

Эволюция от «голубчиков» и «ванек» до «таксистов» и «бомбил»

Как и в любом другом большом городе, такси в Москве — это не просто средство передвижения между пресловутыми пунктами «А» и «Б». Это неотъемлемая часть городского пейзажа, яркий персонаж городского эпоса, обязательная для просмотра достопримечательность, притча во языцех. Такси в столице любят, ненавидят, презирают, уважают, ругают и хвалят. Можно от одних и тех же людей утром услышать заявление о том, что все таксисты ездят по-хамски, а вечером — о том, что такси — почти скорая помощь. Иногда проклинаешь желтый автомобиль, ожидая под дождем, пока он выберется из бесконечной пробки, а иногда, обнимая любимую, надеешься, что ее такси задержится подольше. Словом, московские такси разные, как разные москвичи, как разная сама Москва.

Столица — крупнейший в России транспортный узел. Если все дороги древнего мира вели в Рим, можно с уверенностью сказать, что все дороги мира нынешнего (как минимум — постсоветского мира) ведут в Москву. В свете этого, согласитесь, бесспорного факта, вовсе не кажется удивительным то, что именно в Москве начал наиболее бурно развиваться городской транспорт. Именно такси в Москве стало родоначальником всего российского такси. Стоянки, системы заказа, диспетчерские, тарифные сетки — все это первоначально появилось именно у столичных извозчиков.
Кстати, о тарифах. Изначально жили вовсе без них. Извозчик сам заламывал цену за проезд, а путеводители того времени рекомендовали пассажирам соглашаться не более, чем на половину озвученной возницей суммы. Счетчики и тарифные зоны появятся много позже. Впрочем, нельзя думать, что первым московским «таксистам» жизнь казалась медом. За их работой тщательно следила полиция. Штрафовали буквально по любому поводу — отсутствие номерного знака или ярлыка, грязный или поцарапанный экипаж, драную одежду. К слову, первые московские таксисты должны были проходить техосмотр, во время которого на экипаж, шляпу и кафтан возницы ставили специальную печать — своеобразный «знак качества».
Такси в Москве — это не только желтые автомобили с зеленым фонариком. Это и вездесущие «бомбилы». Частные извозчики, между прочим, тоже чисто московская разработка. Прародители современных «бомбил» именовались «ваньками», это были крестьяне, на вооружении у них стояли старые сани и дряхлые лошаденки. «Ваньки» целыми днями болтались по улицам и искали себе пассажиров. Через всю Москву с таким «ванькой» можно было переехать за 15 копеек, в то время как легальный перевозчик (т.н. «голубчик») брал за такую поездку никак не меньше рубля.
В 1899 году у московских извозчиков появились первые таксометры, разработанные в Петербурге. А первые машины появились только в 1907 году. 1 сентября на столичные улицы выехал частный «Олдсмобиль» с табличкой «Извозчик. Такса по соглашению». Пресса того времени сообщает, что без дела предприимчивый москвич почти не стоял. Идея прижилась молниеносно — в том же году на Страстной площади появилась первая стоянка такси. К 1914 году парк такси в Москве насчитывал свыше трехсот машин. Водители активно теснили извозчиков. Примерно тогда же появилось слово «таксомотор».
Сложным для московского (да и российского в общем) такси стал 1917 год, когда его стали считать атрибутом буржуйства. Такси пропали с улиц Москвы до 1925 года. После вынужденного перерыва в качестве такси стали работать автомобили «Рено» с желтой полосой по борту. Горожане так соскучились по такси, что первые недели у водителей не было буквально ни минуты свободного времени — люди просто катались на таксомоторах. А я вам что говорил — такси в Москве — больше, чем просто транспорт. В 1927 году такси перевезли в столице свыше трех миллионов человек.
В Москве впервые появился и таксопарк. Им стал гараж первого отдела коммунального хозяйства, где в 1934 году «прописались» две сотни новеньких «Фордов». Эксперты утверждают, что такси в Москве развивалось бы куда быстрее, если бы в Советском Союзе производили какой-нибудь подходящий автомобиль. В том же, 1934 году, появилась и первая диспетчерская — принимать заявки пассажиров начали в Георгиевском переулке. Кстати, до конца года откроются еще несколько диспетчерских служб.
Как и предрекали профессионалы, появление первого отечественного автомобиля (ГАЗ А) спровоцировало резкий рост парка московских такси — к сороковому году их становится более трех тысяч. Это, к слову, всего пять таксопарков. О таком «поголовье» современным компаниям приходится только мечтать.
Очень любопытной мне кажется практика, которую ввели в 1938 году. Крупнейшие транспортные узлы столицы (аэропорты и вокзалы) связали легковые маршрутные такси. Кроме того, такие же «маршрутки» отправлялись в Ногинск и Бронницы.
Во время войны автомобили такси служили на фронте — в Москве осталось не более сорока машин. Вернувшись к мирной жизни, они продолжили возить горожан и гостей столицы. Буквально через год довоенные автомобили сменили новенькие «Победы», надолго ставшие для москвичей самым настоящим олицетворением московского такси. Помимо «Побед» на линии вышли представительские ЗИС-110.
В 1948 году появилось еще одно нововведение. Такси оснастили легендарными зелеными огоньками, а заодно и утвердили схему раскраски таксомоторов. Машины столичных извозчиков «оделись» в светлый верх и серый низ, по средней линии кузова наклеили ряд шашечек. В тот же год появляется еще три междугородных маршрута: Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. К ним вскоре добавляется и особый, экскурсионный, маршрут — Площадь Свердлова — Ленинские Горы.
К 1951 году в Москве работает пять таксомоторных предприятий, общее количество машин — более трех тысяч, то есть можно говорить о восстановлении довоенного «поголовья».
В 1958 году в парки поступают ГАЗ-21, в 1964 таксомоторы начинают новый эксперимент — ночные маршруты соединяют центр Москвы со спальными районами. В том же году парк пополняется маршрутными такси на базе микроавтобуса «Латвия». Общее число автомобилей такси в Москве переваливает за 10 000 единиц.
В 1970 году на вооружение поступают самые массовые в истории московского такси машины — «двадцать четвертые» Волги. Год спустя ГАЗ дарит москвичам новый цвет такси — желтый.
К 1975 году (юбилейному для такси Москвы) в городе работает более двадцати таксопарков. Каждый день 16 000 автомобилей такси перевозят более шестисот тысяч москвичей и гостей столицы.
Показательным для столичных таксистов, ремонтников и диспетчеров стал восьмидесятый год — Олимпиада в Москве потребовала особого подхода к работе. Лучшие сотрудники посетили специальные курсы, а в каждом таксопарке были созданы специальные «олимпийские» колонны. Многие таксисты после Олимпиады получили правительственные награды.
Ветераны таксомоторного движения считают очередной вехой 1991 год, который называют «черным». Как только приватизация предприятий добралась до такси, восьмидесятилетняя работа десятков тысяч человек пошла под откос. Проданные водителям машины пропали с городских улиц, здания, гаражи и стоянки были сданы в аренду. Из двадцати пяти предприятий до наших дней продолжают заниматься оказанием услуг такси в Москве лишь два — двадцатый парк и автокомбинат No1. Для остальных — или неосновной бизнес, или вообще давно пройденный этап. По сути, в Новой России, такси началось с нуля.
Сегодня такси в столице снова развивается более чем активно. На рынок выходит множество компаний, лучшие из которых успешно конкурируют на этом непростом рынке. Компании работают в разных ценовых сегментах, осваивают необычные и экспериментальные направления (детское, женское, для животных и так далее). Производители автомобилей и дилеры активно борются за внимание закупщиков таксомоторных предприятий. Такси и сегодня является высокодоходным бизнесом. Вот только теперь основной доход достается предпринимателям, а не городу, как было раньше. Руководители таксомоторных предприятий уверенно смотрят в будущее, надеясь, что руководители страны не повторят ошибок. Сами же они ведут свои компании к финансовому успеху. Многие успешно осваивают рынки других регионов. Так Новое Желтое Такси несколько лет назад вышло на рынок Санкт-Петербурга. Что же, такси в Москве всегда развивалось быстрее, чем в других регионах, становясь образцом для подражания.

Еще по теме:  Шоколадные подарки, которые выглядят оригинально и стильно!

Советуем посмотреть:

  • Выбор правильного лака для пола В прежние времена паркеты для придания блеска регулярно натирали мастикой – этот процесс происходил раз в 2 месяца. Даже профессия специальная существовала – полотер. Но данная процедура […]
  • Стоматология в Казани По данным статистики только 25 процентов населения Земли обладают безукоризненной и красивой улыбкой. Остальные 75 нуждаются в помощи стоматолога, дентиста или ортодонта. К счастью, на […]
  • Что лечит иглоукалывание Акупунктура — единственный из способов лечения, какой до сего времени окружен многочисленными мифами. Некие считают, что с помощью игл позволительно исцелить даже неизлечимые заболевания. […]
  • Целостный подход ко всему организму в хатха-йоге У большинства людей понятие "Йога" несет ощущение чего-то очень сложного, требующего каких-то сверхъестественных физических способностей, путая с модным ныне видом спорта — Йога-спорт. Но […]
  • Кошка в вашем доме Наверняка, вы увидели, что в самой неблагоприятной в смысле отношений семье ситуация улучшается на очах, когда в доме возникает котенок. С точки зрения магии это, стало быть, разъясняется […]
  • Наш газон – наша гордость! Весна, солнышко- пора на приусадебные участки - копать, сажать, поливать и, наконец, ухаживать. Заказать триммер редуктор вы можете на http://konstruktor74.ru/. Многие поедут […]
  • Простая гимнастика для глаз Зрение нужно беречь, но как это сделать, если у вас много работы за компьютером, а в эру цифровой мобильной техники буквально все ежедневно напрягают свои глаза. Частично снять напряжение […]
  • Вентилируемый фасад Вентарок Фасад здания — это его лицо. И так же, как людей встречают по одежке, о здании складывается впечатление благодаря его фасаду. Еще до недавнего времени решающую роль в выборе облицовочного […]
  • Купить спортивную обувь Купить спортивную обувь лучше в магазине специализированном на товарах для спорта. Потому как при покупке, можно гарантированно знать, что она не подделана. Но для тех, кто покупает в […]
  • Почему любят бокс Никто не будет диспутировать с тем, что бокс – спорт для настоящих мужчин. Мало кто знает то, что боксеры — здоровые, мощные и уверенные в для себя люди. Как будто и всякий облик спорта, […]
Еще по теме:  Конвекторы отопления

Комментарии закрыты.