Успешной реализации CRM
Успешной реализации CRM — проектов способствует применение схем, гарантирующих, выполнение CRM — программ на основе выбранной предприятием стратегии, сбалансированности процессов и интеграции. Использование подобных схем принесет максимальную пользу как самому предприятию, так и его клиентам.
Достижение в долгосрочной перспективе эффективного управления взаимоотношениями с клиентом (CRM) требует стратегического охвата всех бизнес-процессов и контроля со стороны руководства компании. Количество организаций, реализующих CRM — проекты на подобном уровне невелико, однако оно постоянно растет. Большинство же CRM — проектов сводятся либо к реализации мероприятий на уровне отдельных подразделений, либо к попыткам интеграции многоплановых проектов в работу компании.
Реализация CRM на уровне компании – дело не простое. Оно требует видения и лидерства на уровне высшего руководства компании для постоянного контроля взаимоотношений с клиентами. Реализация CRM включает в себя освоение сотрудниками компании новых навыков управления взаимоотношениями с клиентами; проведение заведомо трудноосуществимой реорганизации в области бизнес-процессов, корпоративной культуры и организационной структуры компании; а также поиск решения технологических проблем, связанных с многоплановым согласованием всех бизнес-процессов, интеграции всех систем, и качественным управлением информацией. Даже если руководство компании и признает необходимость реализации CRM на уровне всего предприятия, цели компании, особенно в период неблагоприятной экономической конъюнктуры, остаются неизменными: получить в отчетном периоде максимальную прибыль. Зачастую подобный подход приводит к тому, что, несмотря на всю свою важность, необходимость реализации CRM не рассматривается как неотложная задача. Типичная тактика компаний в этом случае – концентрация на «быстрых победах», до тех пор, пока экономические условия не изменятся.
Помимо недостатка контроля со стороны высшего руководства компании, основной причиной безуспешного внедрения CRM на уровне предприятия являются:
— невозможность увидеть «картину в целом» и понять масштаб необходимых преобразований;
— отсутствие стратегической схемы, обеспечивающей необходимый сценарий реализации CRM.
Согласно прогнозам, к 2005 году, компании, использующие стратегическую схему для оценки, планирования и реализации своих CRM — проектов, и последовательно совершенствующие свои возможности, имеют в двое больше шансов добиться запланированного экономического успеха, нежели компании, реализующие свои CRM — проекты без схемы. (вероятность — 0,7).
Основываясь на широкомасштабном исследовании, Гартнер сформулировал схему «Восемь Элементов CRM» (см Рис .1). Данная схема поможет компаниям увидеть масштаб необходимых преобразований, сформулировать свои проблемы и спланировать процесс реализации CRM. Схема может быть использована для обучения персонала компании, а также в процессе выработки видения и стратегии CRM. Она также может лечь в основу сравнительной оценки уже имеющихся и запланированных CRM — возможностей. А это поможет понять истинное положение компании на рынке и выработать необходимую стратегию.